пропустить навигацию



Школьный автобус МАЗ

Школьный автобус МАЗ

Дело в том, что в 2013 году в Беларуси началась совместная социальная программа «Школьный автобус». Согласно ей, Минский автомобильный завод и «Банк развития Республики Беларусь» начали передавать школьным учреждениям автобусы МАЗ 241 в специальной комплектации для доставки детей к месту учебы из отдаленных деревень. За время работы программы школам в общей сложности было передано более 200 автобусов, что, в свою очередь, позволило сделать заводу определенные выводы…

Свой путь

Знакомьтесь, МАЗ 257 – первый в СНГ автобус, созданный специально для перевозки детей. Машина создавалась «с нуля» и не имеет серийных собратьев. Возможно, в будущем она сама станет родоначальником семейства автобусов малого класса, но пока это уникальный «школьник» и только. Как уже говорилось, за три года существования программы «Школьный автобус» заводчанам удалось собрать массу информации как об эксплуатации «школьников» в целом, так и о частных недостатках конструкции существующей модели МАЗ 241. На основании этих данных было решено спроектировать совершенно новый автобус.

Во-первых, новичок стал заметно больше – 2-метровый прирост по длине позволил на 8 человек увеличить пассажировместимость и разместить в заднем свесе вторую автоматическую служебную дверь. Такое решение было принято с учетом текущей тенденции закрытия школ и детских садов в маленьких деревнях и увеличившегося количества школьников и малышей, которых надо централизованно доставлять к месту учебы.

Во-вторых, было уделено повышенное внимание проходимости машины. До 200 мм увеличен клиренс, угол въезда – 16°, угол съезда – 10°. В совокупности это позволит увереннее преодолевать такое сезонное явление, как снежные переметы. Да и при разъезде на заснеженной дороге послужит дополнительным «плюсом». Кроме того, применение рессорной подвески позволит менее болезненно переносить разбитые «гравийки», которых на пути школьных автобусов по-прежнему немало.

В-третьих, были улучшены условия работы водителя. Теперь в его распоряжении персональная дверь для входа, позволяющая избежать акробатических пируэтов на крышке моторного отсека. А в заново спроектированном интерьере кабины изначально зарезервировано место под установку блоков управления современными электронными системами (тахограф, GPS, мультимедиа и т.д.). А плоские поверхности «околокапотного

пространства» получили выштамповки, позволяющие положить различную мелочёвку без боязни искать ее после маневра по всей кабине.

Пожалуй, единственное, что МАЗ 257 сохранил от предшественника – это общую компоновку. Автобус по-прежнему имеет переднее расположение силовой установки и привод на заднюю ось. Такое решение позволяет унифицировать конструкцию с грузовыми малотоннажниками, а значит, сэкономить как на закупке, так и на эксплуатации – образование у нас никогда не было сферой, где не испытывали дефицита финансирования.

В настоящий момент опытный образец успешно прошел на Дмитровском полигоне тест на опрокидывание. Теперь ведется окончательная доводка конструкции и работа над интерьером МАЗ 257, так что ждать официальной премьеры остается не так уж и долго.

Удерживая позиции

Ну, а что же «241-й»? Может с учетом работы над новым «школьником» на него уже махнули рукой? Как бы не так! Работы по модернизации текущей модели не прекращаются и сейчас. Разумеется, времени, чтобы учесть большинство пожеланий эксплуатационников, было предостаточно. Водители, работавшие на первых «школьных»

241-х, отмечают, что нынешний МАЗ241S30 – это уже совершенно другая машина, на которой можно работать с удовольствием, не ожидая подвоха по технической части.

Вместо вибронагруженного двигателя ММЗ и механической коробки передач с нечеткими ходами и нелогичными передаточными отношениями автобус оснастили китайским

двигателем Cummins в сочетании с 6-ступенчатой МКП Fast Gear. Была значительно улучшена шумоизоляция моторного отсека, что позволило использовать большой монитор под потолком по своему прямому назначению – для развлечения детворы во

время поездок. Если говорить о салоне, то последняя переданная партия машин получила новые кресла с четырехточечными ремнями – до этого устанавливались стандартные сиденья от пригородных версий серийных автобусов.

В принципе, перечень внесенных в конструкцию изменений велик, и продолжать его можно довольно долго. Главное, что можно увидеть, даже не вникая в спецификации, – МАЗ 241S30 по-прежнему полноценный участник программы «Школьный автобус» и сдавать свои позиции не намерен. По крайней мере, пока достойная смена в виде МАЗ 257 не встанет на конвейер, а там – как знать?

Краш-тест

Школьный автобус МАЗ 257, который вскоре пойдет в серийное производство, подвергли краш-тесту, чтобы выяснить, какие повреждения может получить автобус и его пассажиры при падении на бок. Чтобы опрокинуть автобус под определенным углом, использовали подъемный кран. Краш-тест состоялся 16 сентября, о его результатах в ОАО «МАЗ» рассказали 1 декабря. «Испытания показали, что новая модель соответствует всем требованиям безопасности, которые существуют как в Беларуси, так и в России и других странах, — подчеркнули на предприятии. — Например, если бы в автобусе во время краш-теста находились люди, то они бы не получили серьезных травм. Кроме того, сама техника практически не пострадала — силовой каркас и основные составляющие, в том числе двигатель, почти не получили повреждений»